Персональная страничка учителя начальных классов МАОУ Домодедовского лицея №3 Смирновой Инны Валерьевны

 

Выполнение домашних заданий

Первый класс

Выполнение домашних заданий - серьезный труд.

Бывает так, что ученик занят не меньше взрослого. Как сделать, чтобы домашнее задание не превратилось в кошмар для всей семьи? Задача родителей – приучить ребенка трудится правильно, не нанося вред здоровью, т.к. учеба – это главный труд школьника. Как правильно организовать учебную работу дома?

С одной стороны нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок выполнения уроков.
С другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу.

Рабочее место.

Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса усиливает утомление. Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту.

При росте ребенка от 120 до 129 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 139 см — 62 см, при росте от 140 до 149 см — 68 см., разница между высотой стола и стула — от 21 до 27 см. расстояние от глаз до поверхности стола — 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или подножку стола.

Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре: 18-22.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8—9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

  • до одного часа — в первом классе;
  • до 1,5 часов — во втором;
  • до 2 часов — в третьем и четвертом классе.

Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Рекомендации по подготовке домашних заданий.

Как готовить домашнее задание по русскому языку?

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай все упражнения, устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.

Как выучить стихотворение?

  1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
  3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
  4. Прочитай стихотворение еще 2—3 раза. Постарайся его запомнить.
  5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
  6. После окончания домашней работы еще 2—3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
  7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
  8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
  9. Используй разные приемы, учи на мотив песни, рассказывай перед зеркалом, сделай схематический план.

Как решать задачи?

  1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
  2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
  3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
  4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
  5. Составь план решения.
  6. Выполни решение.
  7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

Как готовить задание по устным предметам?

  1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке: — о чем рассказывал учитель, какие рассматривали таблицы, графики, картины, карты.
  2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
  3. Прочитай текст учебника.
  4. Подготовься отвечать по теме урока.
  5. Продумай план ответа.
  6. Расскажи заданное по этому плану.
  7. Старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг.
  8. Сделай выводы: открой учебник, с помощью рисунков, графиков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
  9. Выполни задания учебника.

Памятка для родителей.

Старайтесь не делать:

  • будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  • требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  • заставлять ребенка спать днем после уроков или лишать его этого права;
  • кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
  • заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  • не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  • ждать родителей, чтобы начать выполнять уроки;
  • сидеть у телевизора и за компьютером более 45 минут в день;
  • смотреть перед сном фильмы ужасов и играть в шумные игры;
  • ругать ребенка перед сном;
  • не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
  • разговаривать зло и назидательно с ребенком о его школьных проблемах;
  • не прощать ошибки и неудачи ребенка;
  • говорить о школе плохо, критиковать учителей в присутствии ребенка.

Памятка школьнику:

  • садись за уроки в одно и то же время;
  • проветри комнату за 10-15 минут до начала занятий;
  • поставь прибор освещения слева от себя;
  • проверь готовность своего рабочего места;
  • уточни расписание уроков, проверь запись в дневнике.

Домашние задания с хорошим настроением.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если Вы:

  • с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела для взрослых, никто не имеет права отвлекать школьника от его дела;
  • в своей семье будете поддерживать психологический настрой и атмосферу уважения к умственному труду;
  • не будете стоять у ребенка «над душой», пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
  • никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  • постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями, сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
  • проверяя сделанные уроки, не будете злорадствовать по поводу ошибок;
  • в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия, отметите любые, даже незначительные успехи.

Список используемого материала:

  1. Киселев А.Ф. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы // Начальная школа. 1999. № 9.
  2. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
  3. Портал официальных сайтов образовательных организаций Московской области http://edumsko.ru/advised_read/

 


Персональный сайт учителя начальных классов МАОУ Домодедовского лицея №3 имени Героя Советского Союза Ю.П. Максимова
Смирновой Инны Валерьевны

E-mail: 2dclass@rambler.ru
Главная страница || Визитка || Наш лицей || Наш класс || Советы родителям || Учебный процесс || Методическая копилка || События || Фотоальбом